Мотивация и потребности личности

Мотивация и потребности личности являются двумя неразрывно связанными понятиями, используемыми для описания поведения человека и базовых потребностей человека. Как и следует ожидать, чрезвычайная сложность исследования такого аспекта психики, как поведение человека, приводит к наличию многочисленных трактовок понятий, используемых для его характеризации. Эта сложность также приводит к появлению большого количества теорий, имеющих своей целью объяснение мотивации и потребностей личности.

Большинство онлайн-статей, посвящённых вопросам мотивации и потребностей личности, с которыми автору этого эссе приходилось сталкиваться в интернете, в той или иной степени фокусируются на разборе теории потребностей Маслоу и ещё двух-трёх концепций, зачастую имеющих в своей основе всё ту же теорию Маслоу. Подобный подход представляется чрезвычайно узким, особенно принимая во внимание ту критику, которой подверглась эта теория со стороны научного сообщества, и на которой я более детально остановлюсь позже. Моей целью при написании этого эссе являлось несколько расширить рамки «стандартного меню», предлагаемого читателю, интересующемуся темой мотивации и потребностей личности. При этом я ни в коем случае не претендую на полноту освещения этой темы, являющейся по сути своей неисчерпаемой. Опираясь на свой естественнонаучный опыт и на опыт практикующего психоаналитика, я объединил в этой работе обзор психологических теорий, посвящённых мотивации и потребностям личности, со взглядом на эту тему со стороны нейробиологии и психоанализа, включая ключевое понятие сверх-Я.

Определение: мотивация и потребности личности

Как отмечалось выше, существует множество формулировок; далее приведём краткое определение мотивации и потребностей, которое будет опорным в тексте. Мотивация является желанием совершить определённое действие для удовлетворения потребности индивидуума. Потребность представляет собой ощущение индивидуумом недостатка чего-либо в психологической или физиологической сфере, результатом чего является стимулирование желания добиваться определённой цели.

Отношение между потребностью и мотивацией часто представляют в виде мотивационного процесса; такие мотивационные процессы удобно иллюстрировать простой схемой (Рис. 1).

Рисунок 1. Мотивационный процесс

Неудовлетворенная потребность создает напряжение, которое приводит к побуждению поиска решения. Такое решения, если оно реализуется, удовлетворяет потребность и снижает напряжение.

Нейробиологический подход к мотивации и потребностям личности

С точки зрения нейробиологии мотивации мотивационный процесс состоит из взаимодействия шести функциональных блоков мозга: блока потребностей и эмоций, блока памяти, сенсорных систем, центра сна и бодрствования, блока принятия решений, двигательных и вегетативных систем.

Блок потребностей генерирует сигналы, которые передаются блоку принятия решений. Блок принятия решений состоит из лобной (префронтальной) коры и теменной коры. Лобная кора принимает сигналы от блока потребностей и формирует «список» потребностей, которые могут быть реализованы немедленно, так как она имеет непосредственную связь с двигательными центрами. Теменная кора производит оценку предложенных к реализации потребностей в соответствии с долгосрочным планированием, системой ценностей и моральными установками — эти функции близки к нормативным функциям сверх-Я в психоанализе. С точки зрения гомеостатической логики — «гомеостаз и поведение» — можно сказать, что теменная кора поддерживает потребности, направленные на поддержание динамического равновесия организма, в то время как лобная кора не прочь реализовать потребности, мотивирующие гедонистическое поведение. Например, теменная кора будет стимулировать пищевое поведение, направленное на поддержание долговременного энергетического баланса организма, проще говоря, настаивать на умеренности в питании. В то же время лобная кора будет постоянно провоцировать вас к получению удовольствия от ещё одного кусочка тортика, порции мороженого и т.д.

Кроме взаимодействия между лобной и теменной корой, в реализации мотивационного процесса, вызванного той или иной потребностью, участвуют и другие функциональные блоки мозга. Блок памяти предоставляет информацию о моделях поведения, приводящих к реализации потребностей. Выбирается та модель, которая связана с положительными эмоциями, полученными при её реализации. Соответственно отрицательные эмоции, предыдущий негативный опыт, будут способствовать подавлению данной модели поведения и препятствовать удовлетворению данной потребности. Сенсорная система анализирует возможность реализации мотивационного процесса с точки зрения условий окружающей среды. Центр сна и отдыха вносит свои коррективы в возможность удовлетворения потребности «здесь и сейчас». На мотивации и потребности личности также влияют эмоциональное и аффективное состояния, что напрямую связано с качеством субъективного опыта.

Биологические потребности и их роль

Биологические потребности задаются генетически и заключаются в конфигурации нейронных сетей, которая даётся нам с рождения. К биологическим потребностям относятся:

• Витальные потребности (потребности в пище, обороне (страх и агрессия), экономии сил (лень) и т.д.)

• Социальные потребности (половое поведение, забота о потомстве, социальная иерархия, потребность в собственности, эмпатия)

• Потребности саморазвития (исследовательская, подражание и др.)

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные выше потребности являются генетически заданными. Мы отличаемся лишь степенью выраженности этих потребностей. Кроме того, практически все эти потребности одинаковы у человека и высших приматов. И поэтому можно предположить, что истинное различие между человеком и другими животными лежит не в сфере мотиваций и потребностей. Различие заключается в гораздо более изощрённых способах удовлетворения этих потребностей, доступных человеку. Но это уже тема для отдельного разговора.

Мотивация и потребности личности в психоанализе

В психоанализе отсутствует описание мотиваций и потребностей личности, оформленное в виде отдельной теории, хотя по сути своей мотивации и потребности лежат в основе психоанализа. Здесь и далее мы рассматриваем разные направления — «психоанализ Фрейда, Юнга, Адлера» — чтобы показать разнообразие мотивирующих факторов.

Джозеф Лихтенберг определял психоанализ не как теорию, описывающую структурное строение психики, а как теорию структурированной мотивации, подчёркивая центральную роль мотивации в самой идее психоанализа. И я полностью разделяю данную точку зрения.

Одним из центральных понятий классического психоанализа Фрейда является влечение (Trieb), которое очень близко по смыслу к понятию потребности. У Фрейда существует два типа влечений. Влечение к жизни, или либидо, включающее в себя стремление к удовольствию и любви, и влечение к смерти, проявляющееся в агрессии и стремлении к разрушению. Источником влечений, согласно второй топике Фрейда, является Ид (Оно), полностью находящееся под контролем бессознательного. Влечения реализуются посредством Эго (Я), имеющего связь с реальностью и принадлежащего как сознательной части психики, так и сфере бессознательного. Реализация бессознательных влечений, помимо контроля на соответствие реальности со стороны Эго, также контролируется и Суперэго — сверх-Я, внутренним цензором, включающим в себя моральные нормы и запреты.

Если влечения не могут быть реализованы из-за сопротивления Эго и Суперэго, то связанное с ними внутреннее напряжение не находит разрядки. В этом случае включаются защитные механизмы, в частности вытеснение и сублимация. И если сублимация ищет пути канализирования отвергнутых влечений в приемлемые формы, такие как искусство, наука, спорт, то вытеснение может приводить к психологическим нарушениям, например неврозам. Таким образом, мотивация и потребности личности, по Фрейду, контролируются взаимодействием Ид, Эго и Суперэго. Подробно о защите, контейнировании аффектов и символизации рассказывает травма в психоанализе. Практическая работа с такими динамиками подробно рассматривается в психотерапии пограничного расстройства личности.

Здесь необходимо отметить удивительное сходство теории Фрейда с описанным выше нейробиологическим подходом. И в том, и в другом случае потребности относятся к бессознательной сфере, или, говоря языком нейрофизиологии, к неосознанной деятельности как реакции на проявление потребности. Исходя из этого, Ид можно сравнить с блоком потребностей, Эго становится похожим на префронтальную кору, а Суперэго — на нормативную инстанцию сверх-Я. Однако хотя проведение подобных аналогий внешне выглядит весьма привлекательным, необходимо отметить, что носят они умозрительный характер и не имеют под собой реального научного обоснования.

Как мы помним, Фрейд описывал два вида влечений (потребностей): к жизни и к смерти. Согласно классификации, приведённой в предыдущей главе, эти потребности относятся к витальным и отчасти социальным потребностям. Дальнейшее развитие психоанализа последователями Фрейда расширило представление о сфере потребностей, включив в них те, которые относятся к социальным потребностям и потребностям саморазвития.

Карл Юнг ввёл в психоанализ понятие коллективного бессознательного как хранилища универсальных символов и образов, влияющих посредством культуры на мотивацию человека. Поэтому с точки зрения Юнга духовные и культурные потребности являются не менее важными мотивирующими факторами, чем сексуальные и агрессивные влечения.

Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, считал важнейшим мотивационным фактором социальное окружение человека и его стремление к превосходству. Он отвергал первичность сексуальных влечений. По Адлеру человек испытывает потребность в ощущении принадлежности к обществу и в чувстве собственной значимости в этом обществе. Преодоление комплекса неполноценности, который человек испытывает, сравнивая себя с другими членами общества, является главной потребностью, заставляющей его изменить «минусовую ситуацию» ощущения неполноценности на «плюсовую ситуацию» ощущения собственного превосходства. При этом превосходство у Адлера не тождественно стремлению к доминированию, к власти. Оно может заключаться в ощущении собственной полезности, квалификации и успешности. И в этом потребность в превосходстве неразрывно связана с потребностью ощущать себя как часть общества и вносить вклад в общее благо.

Теория объектных отношений, основоположницей которой была Мелани Кляйн, внесла значительные изменения в теорию классического психоанализа — и в понимание мотивации и потребностей личности. В то время как бессознательное по-прежнему является главным источником потребностей, теперь основной мотивацией является не стремление к удовлетворению потребностей для снятия внутреннего напряжения, а стремление к связи с внешним объектом, который формирует свой образ в психике человека. Кляйн считала, что становление психики человека происходит в младенчестве, и основными объектами в это время являются мать и её грудь. Ребёнок делит объекты на хорошие и плохие (хорошая мать, плохая мать) в зависимости от того, насколько хорошо объект удовлетворяет его стремление к удовлетворению физиологических потребностей и защите. На этой стадии у ребёнка существует потребность в слиянии с хорошим объектом и атаке на плохой. В дальнейшем происходит осознание, что объект может объединять в себе плохие и хорошие качества, и возникает потребность искупить вред, причинённый атакой на плохой объект. В процессе взросления потребность в интеграции, примирении Я и внутренних объектов становится основной мотивацией деятельности человека.

Теории мотивации и потребностей личности

До сих пор мы рассматривали вопросы мотивации и потребностей личности как составные части более общих теорий, посвящённых описанию психики человека. В этой главе мы поговорим о получивших большое распространение в ХХ веке теориях, специализирующихся на изучении мотивации и потребностей. Пик развития этих теорий пришёлся на период с 30-х до середины 70-х годов ХХ века, и именно здесь мы видим работы Олпорта, Маслоу, Альдерфера и других авторов.

Необходимо сразу отметить два главных фактора, которые существенно ограничивают значимость этих теорий. Во-первых, большинство из них были разработаны как ответ на практический запрос корпоративного управления по повышению эффективности стимулирования деятельности персонала. Такой подход существенно сужает сферу научного интереса исследователя, и его выводы сложно назвать универсально применимыми ко всей человеческой популяции. Во-вторых, почти все они были созданы в США американцами и с описанием американцев, и поэтому в них заложен значительный элемент культурной предвзятости. Это касается и самой знаменитой из них — теории иерархии потребностей Маслоу.

Гордон Олпорт в 1937 году опубликовал статью, в которой обсуждал функциональную автономию мотивов. Он утверждает, что мотивы взрослых являются бесконечно разнообразными и самоподдерживающимися системами, вырастающими из предшествующих систем, но функционально независимыми от них. Как ребёнок постепенно отказывается от своей зависимости от родителей, вырабатывает собственную волю, становится самодеятельным и самоопределяющимся, так обстоит дело и с мотивами. Каждый мотив имеет определённую точку происхождения, которая может лежать в инстинктах или, что более вероятно, в том, что Олпорт называл «органическими напряжениями младенчества», то есть такими ощущениями, как голод, жажда, дискомфорт. Говоря хронологически, все цели взрослых можно проследить до этих изначальных форм в младенчестве, но по мере взросления индивида связь разрывается. Какая бы связь ни осталась, она историческая, а не функциональная.

Я не буду утомлять читателя очередным пересказом теории иерархии потребностей Маслоу. В сети имеется огромное количество материалов на эту тему. В этом эссе я бы хотел обратиться к следующим фактам. Теория Маслоу получила широкое признание, особенно среди практикующих управленцев. Возможно, эта популярность связана с интуитивной логичностью и лёгкостью восприятия данной теории. Однако существуют два фактора, заставляющие серьёзно усомниться в её реальной ценности. Во-первых, многие критики указывают на культурную предвзятость теории иерархии потребностей. Ранжирование потребностей от низших, физиологических, до высших, потребностей самоактуализации, очень хорошо соответствует лекалам американской культуры. В других культурах шкала потребностей может быть другой. Например, в японской, мексиканской или греческой культурах, где потребность в избегании ситуаций неопределённости является очень высокой, потребность в безопасности находилась бы на вершине пирамиды. Во-вторых, существует большое количество работ, опровергающих базовые посылки теории Маслоу. Это касается как иерархии потребностей, так и желания людей переходить к более высоким потребностям при удовлетворении более низких. В качестве примера можно привести обзор Вахба и Бридвела (Wahba & Bridwell), выявивший отсутствие научной надёжности теории.

Как уже говорилось, в ХХ веке было создано много теорий мотивации и потребностей личности. Некоторые из них были прямым развитием теории Маслоу, как, например, модель 7 потребностей Лоури; другие были разработаны независимо от неё. Общим для многих теорий потребностей является то, что они согласуются между собой в описании физиологических потребностей, но расходятся в описании потребностей более высокого порядка. Такое расхождение, на мой взгляд, является отражением факта того, что данная область психологии находится на начальной стадии своего развития.

Не имея возможности в рамках краткого обзора остановиться на всех теориях потребностей, я приведу далее общее описание некоторых из них.

Теория гигиенической мотивации (двухфакторная теория Герцберга, 1959). В исследованиях мотивации сотрудников на производстве Герцберг пришёл к следующим выводам. Существуют принципиально различные группы факторов, которые определяют удовлетворённость и неудовлетворённость сотрудников своей работой. Исключение факторов неудовлетворённости не приводит автоматически к удовлетворённости положением дел на рабочем месте: скорее это снимает раздражение и негативные ощущения. Для создания положительного настроя необходимо подключать факторы удовлетворённости. Герцберг характеризовал такие факторы, как корпоративная политика, качество администрирования, условия работы, зарплата, как гигиенические факторы. При надлежащем уровне этих факторов сотрудники не будут испытывать неудовлетворённости. Однако удовлетворённости они не будут испытывать тоже. Для мотивации сотрудников и создания чувства удовлетворённости Герцберг предлагал обратить внимание на такие факторы, как поощрение достижений, качество выполняемых функций, ответственность за свою работу и перспективы роста. Хотя теория Герцберга и получила широкое распространение, она также подвергалась серьёзной критике.

Теория ERG Клейтона Альдерфера. Альдерфер модифицировал теорию Маслоу, опираясь на работы Гордона Олпорта. Новая теория получила название ERG (existence, relatedness, growth) — существование, взаимоотношения, развитие. В соответствии с названием потребности разделены на три группы: существование (базовые физические потребности), взаимоотношения (социальные связи, принадлежность к группе), развитие (личностный рост, реализация потенциала). В отличие от теории Маслоу, ERG не предусматривает строгую последовательность удовлетворения потребностей от низших к высшим: потребности могут удовлетворяться одновременно. Новшество теории Альдерфера — понятие фрустрации-регрессии: при невозможности удовлетворения более высоких потребностей человек возвращается к более низким.

Теория трёх потребностей МакКлелланда. Она описывает три главных потребности в рабочих отношениях: потребность в достижениях (стремление к наивысшим результатам и успеху), потребность во власти (влияние на поведение других), потребность в причастности (дружеские и близкие межличностные отношения). Обширные исследования подтверждают, что на базе исследования потребности в достижениях можно делать обоснованные прогнозы относительно качества результатов труда. Потребность во власти и потребность в причастности исследованы не так хорошо, но и в их влиянии на результаты труда есть подтверждённые данные.

Теория ожиданий Врума. В отличие от Маслоу и Герцберга, Врум рассматривает мотивацию на рабочем месте не с точки зрения потребностей, а с точки зрения результата. Чтобы человек был мотивирован, усилия, производительность и мотивация должны быть связаны. Потребность в результате зависит от трёх переменных: валентность, ожидание и инструментальность. Если упростить, валентность и инструментальность описывают ценность результата и связь хорошей работы с получением этого результата.

Заключение

Итак, мы убедились, что существует множество подходов к описанию темы мотивации и потребностей личности. И даже в рамках этих подходов мы наблюдаем различные их варианты. Будет ли когда-нибудь создана некая единая теория мотивации, объединяющая в себе взгляды разных направлений? Я сомневаюсь в этом, и причиной моих сомнений, повторю сказанное в самом начале этого эссе, является невероятная сложность такого объекта исследования, как человеческая психика. Даже в гораздо более простой области науки, поддающейся математической формализации, какой является физика, создание универсальной теории сталкивается со значительными трудностями и, по мнению многих, является недостижимой целью. Что же тогда говорить об универсальных теориях в психологии?